» »

Сущность понятия «Информационное общество. Отличительные признаки информационного общества Появление обращения с электронными денежными средствами привело к появлению информационной преступности

06.05.2024

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие информационного общества, которое занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, ее высшей формы – знаний. Характерные черты данной стадии развития общества и экономики. Основные достоинства информационного общества.

    презентация , добавлен 09.10.2014

    Определение понятия и оценка современного состояния информационного сервиса, основные тенденции его развития. Понятие и управление доступом к ресурсам сети Интернет. Динамика роста информационных ресурсов и развития информационного общества в России.

    реферат , добавлен 29.05.2013

    Основные предпосылки появления и динамики развития информационного общества в мире и на территории Российской Федерации. История развития сетевых технологий. География информационного общества, его текущие проблемы. Перечень перспективных технологий.

    курсовая работа , добавлен 10.12.2015

    Понятие информационно-компьютерной революции и ее роли в формировании информационного общества. Информационное общество: понятия, определения, концепции. Понятие, сущность и виды информации. Американский путь формирования информационного общества.

    презентация , добавлен 28.10.2014

    Основные черты современных информационно-коммуникационных технологий. Мобильный телефон как инструмент доступа, распространения и хранения информации. Применение ИТ в СМИ, образовании; Internet; Green IT. Понятие и признаки информационного общества.

    реферат , добавлен 02.10.2011

    Сущность единого информационного пространства, его структура и анализ влияния на демократизацию общества. Информационное обеспечение и программное обеспечения автоматизированного рабочего места менеджера. Разработка алгоритма создания базы данных.

    курсовая работа , добавлен 24.09.2012

    Общая характеристика постиндустриального общества, в которой главными продуктами производства становятся информация и знания. Отличительные черты развития информационного общества в России. Свобода доступа к информации и пути ее распространения.

    презентация , добавлен 02.12.2015

    Информационные ресурсы как фактор социально-экономического и культурного развития общества. Закономерности и проблемы становления информационного общества. Проблемы информационной безопасности. Понятие информационной войны, информационного противоборства.

    Информационное общество -- общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы -- знаний.

    Ученые считают, что в информационном обществе процесс компьютеризации даст людям доступ к надежным источникам информации, избавит их от рутинной работы, обеспечит высокий уровень автоматизации обработки информации в производственной и социальной сферах. Движущей силой развития общества должно стать производство информационного, а не материального продукта. Материальный же продукт станет более информационно емким, что означает увеличение доли инноваций, дизайна и маркетинга в его стоимости.

    В информационном обществе изменятся не только производство, но и весь уклад жизни, система ценностей, возрастет значимость культурного досуга по отношению к материальным ценностям. По сравнению с индустриальным обществом, где все направлено на производство и потребление товаров, в информационном обществе производятся и потребляются интеллект, знания, что приводит к увеличению доли умственного труда. От человека потребуется способность к творчеству, возрастет спрос на знания.

    Материальной и технологической базой информационного общества станут различного рода системы на базе компьютерной техники и компьютерных сетей, информационной технологии, телекоммуникационной связи.

    Признаки информационного общества

    • 1. Осознание обществом приоритетности информации перед другим продуктом деятельности человека.
    • 2. Первоосновой всех направлений деятельности человека (экономической, производственной, политической, образовательной, научной, творческой, культурной и т.п.) является информация.
    • 3. Информация же является продуктом деятельности современного человека.
    • 4. Информация в чистом виде (сама по себе) является предметом купли - продажи.
    • 5. Равные возможности в доступе к информации всех слоев населения.
    • 6. Безопасность информационного общества, информации.
    • 7. Защита интеллектуальной собственности.
    • 8. Взаимодействие всех структур государства и государств между собой на основе ИКТ.
    • 9. Управление информационным обществом со стороны государства, общественных организаций.

    Кроме положительных моментов прогнозируются и опасные тенденции:

    • · все большее влияние на общество средств массовой информации;
    • · информационные технологии могут разрушить частную жизнь людей и организаций;
    • · существует проблема отбора качественной и достоверной информации;
    • · многим людям будет трудно адаптироваться к среде информационного общества.
    • · существует опасность разрыва между "информационной элитой" (людьми, занимающимися разработкой информационных технологий) и потребителями.

    Нестеров А.К. Информационное общество // Энциклопедия Нестеровых

    Формирование и развитие информационного общества имеет глобальный характер, при этом основные признаки и черты информационного общества формировались в первое десятилетие XXI века. В значительной степени данный процесс способствует появлению новых экономических стимулов, точек роста, развитию общественного устройства, интенсификации межкультурного взаимодействия.

    Понятие информационного общества

    Логично, что фундаментом информационного общества выступает информация. В концептуальном плане информация выступает уже самостоятельной ценностью, во многих случаях она может быть оценена, приобретена, что ставит ее на один уровень с материальными ценностями и энергией. В ряде случаев информация становится одним из ресурсов функционирования предприятий, организаций, фактором прогресса.

    Основным фактором для создания комплексных условий развития информационного общества стало появление сети Интернет, что позволило формировать единую мировую информационно-коммуникационную среду и общее киберпространство.

    Информационное общество – это фаза развития человеческой цивилизации, в которой резко повышается ценность, роль и значение информации и знаний.

    Концепция информационного общества представляет его как особой природы надстройку над современным общественным устройством, когда информация, знания и информационные технологии интенсивно проникают и внедряются во все сферы общества.

    Современное информационное общество

    Современное информационное общество обладает следующими чертами:

    1. Повышение роли информации и знаний в жизни общества.
    2. Интенсивное развитие информационных технологий и коммуникаций.
    3. Увеличение доли продукции сектора информационных технологий в структуре ВВП.
    4. Существование мирового информационного пространства.
    5. Эффективное информационное взаимодействие людей и социальных групп.
    6. Улучшение доступа к информации.
    7. Существование многообразия информационных продуктов и услуг.

    Современное информационное общество характеризуется следующими аспектами.

    Во-первых, продолжается усиливаться роль информации и знаний в жизни общества, при этом информационная насыщенность хозяйственной, экономической, финансовой, управленческой, коммерческой, производственной сфер деятельности также существенно возрастает. Для многих сфер деятельности информация и знания становятся важнейшим ресурсом социально-экономического развития. Аналогично, новые точки экономического роста связаны исключительно с информацией, знаниями, их реализацией и внедрением в традиционные сферы.

    Во-вторых, индустрия информационных технологий формирует особый сектор экономики, который является одним из наиболее динамичных и быстроразвивающихся.

    В-третьих, информация, информационные услуги, отдельные знания являются предметом потребления, они могут быть приобретены, проданы, переданы во временное пользование. При этом в ряде случаев уже возникли устойчивые рыночные структуры, например, информационно-коммуникационные технологии, телекоммуникации и сектор обслуживания данных рынков.

    В-четвертых, модели социальной, экономической, управленческой, финансовой, производственной организации частично трансформируются, становятся шире, повышают свою гибкость благодаря использованию информационных технологий.

    Основная тенденция – роль информации последовательно растет, поиск новых знаний интенсифицируется. Информация и знания выступают важным фактором производства и экономического роста. Экономический успех все больше обуславливается наличием информации, использованием инноваций и непрерывного развития.

    Развитие информационного общества

    В развитии информационного общества можно выделить 3 этапа:

    1. 1950-1980 гг. – Возникновение тесной связи науки, технических разработок и производства. Резкий рост динамики производства, формирование предпосылок появления современных наукоемких технологий.
    2. 1980-2000 гг. – Глобализация социально-экономических отношений, интенсификация международных связей и усложнение мирохозяйственных процессов. Сокращение числа сугубо локальных социально-экономических событий и процессов.
    3. 2000-2020 гг. – Значительное усложнение всех сфер деятельности человечества, формирование сложной мировой хозяйственной системы. Одновременное усиление интеграционных процессов в экономической сфере, стремлений отдельных государств сохранить свой экономический, политический и культурный суверенитет. Появление новых интеграционных союзов: БРИКС, ЕАЭС, ШОС.

    Современное и дальнейшее развитие информационного общества связано с созданием и внедрением новых информационных и коммуникативных технологий во все сферы человеческой деятельности. Все это потребует серьезной и глубокой перестройки современного общества.

    Основные направления развития информационного общества:

    • Электронная коммерция
    • Телемедицина
    • Дистанционное образование
    • Роботизация
    • Цифровая экономика
    • Электронные услуги
    • Дистанционное получение государственных услуг

    Развитие информационного общества на его современном уровне определяется повышение требований к адаптации к резко возросшим темпам изменений в экономике, производстве, технологиях и т.д. Следствием этого является одновременное усиление интеграционных тенденций на локальном, национальном и международном уровне, при этом нарастают тенденции к суверенитету, самообеспечению на тех же уровнях.

    Развитие информационного общества – это совокупность процессов, затрагивающих изменение государственного устройства, общества, экономической системы, технологий, производства и жизни отдельных людей в контексте повышения роли информации и знаний.

    Развитие информационного общества, обладая существенным потенциалом для улучшения качества жизни всего человеческого сообщества и каждого отдельного человека, расширяет возможности для частных лиц, предпринимателей, формирует предпосылки для дальнейшего повышения эффективности производства, экономии ресурсов и ориентирует на инновационный тип развития. С этим сопряжена и возможность доступа к информационным ресурсам человеческой цивилизации буквально каждому человеку, а также возможность коммуникации между весьма удаленными точками нашей планеты.

    Информационное общество в Российской Федерации

    Основные сферы, в которых происходит наиболее явное развитие информационного общества в Российской Федерации:

    1. Дистанционное получение государственных услуг. Сюда относятся большинство государственных услуг, которые можно получить через сайт https://www.gosuslugi.ru
    2. Дистанционное обучение. В том числе через вебинары, видеолекции, трансляции, лекции. Во многих вузах внедрена система дистанционной загрузки выполненных работ, дистанционное прохождение контрольных срезов знаний, дистанционный учет успеваемости. Частично дистанционное обучение реализуется в школах.
    3. Финансы и банки. Интернет-банки, клиент-банки имеют все банки.
    4. Общественное взаимодействие. Наиболее значимым примером является распространение электронной подписи как для юридических, так и для физических лиц.
    5. Телемедицина. Электронная запись в поликлинику, видеоконференции врачей-специалистов и т.д.
    6. Удаленная работа через Интернет.
    7. Налоговое администрирование.
    8. Взаимодействие с органами исполнительной власти. Онлайн-прием обращений граждан.
    9. Транспортные перевозки. Электронные билеты на самолет, поезд. Сервисы такси (тут можно уже забыть про "По городу недорого!!!" как страшный сон).
    10. И многие другие сферы.

    Дальнейшее развитие информационного общества в Российской Федерации связано с построением цифровой экономики и роботизацией. В свою очередь это предъявляет следующие требования к обществу:

    • Повышение требований к профессиональной квалификации.
    • Повышение требований к уровню образования.
    • Изменение образовательной структуры общества.
    • Изменение характера труда.

    На данный момент уже наблюдается превалирование интеллектуального, квалифицированного труда, требующего специальных навыков и знаний, в общественной структуре. Соответственно, получение образования уже не является достаточным, необходимо квалифицированно применять полученные знания и использовать информацию.

    Для информационного общества Российской Федерации характерно также повышение требований к производству услуг, особенно к тем, которые связаны с получением, извлечением, обработкой, хранением, преобразованием и использованием информации.

    Структура информационного общества Российской Федерации показана на рисунке.

    Структура информационного общества Российской Федерации

    Проблемы информационного общества

    Перечислим основные проблемы информационного общества.

    1. Глобализация приводит к размыванию национального суверенитета отдельных государств, экономических и политических границ, что усугубляется образованием глобальных конгломератов в области коммуникаций, производства, информации и т.д.
    2. Ускорение темпов индустриализации и интенсификация взаимодействия между разными государствами ведет не просто к взаимному обмену культурными достижениями, но создает условия для культурной агрессии со стороны ряда стран. В совокупности с унификацией культур, это обостряет опасность утраты отдельными народами своей культурной, национальной, языковой самобытности, а также приводит к навязыванию человечеству культа потребления, что отвечает только интересам транснациональных корпораций.
    3. Усиление глобализации экономики и производства может неблагоприятно повлиять на состояние окружающей среды и политику по ее охране.
    4. Происходит наступление (в перспективе с полным уничтожением) права на труд и социальную защиту.
    5. Широкое распространение так называемое "экранной" или "эталонной" культуры в условиях неизбежности столкновения такой виртуальной культуры с объективной реальностью создает существенные психологические и социальные проблемы для людей.
    6. В условиях нарастания информации, увеличения объемов получаемой информации людям становится сложнее контролировать ее содержание и ограждать себя от избыточной информации.
    7. Возможности свободного распространения информации создают угрозы передачи опасной для общества информации, появляется проблема безопасности личных данных.

    Отдельно следует упомянуть и проблему информационного неравенства, когда некоторые людей оказываются отрезаны от информации, как по объективным причинам, так и по субъективным соображениям. В результате, общество разделяется на тех, кто пользуется информационной средой, и тех, кто нет. При этом многие люди, особенно старших поколений, сознательно относят все информационные технологии к зоне отчуждения и не хотят с ними связываться. Это может привести к тому, что в относительно недалеком будущем такие люди могут оказаться за бортом общественных процессов в целом.

      Осознание обществом приоритетности информации перед другим продуктом деятельности человека.

      Первоосновой всех направлений деятельности человека (экономической, производственной, политической, образовательной, научной, творческой, культурной и т.п.) является информация.

      Информация же является продуктом деятельности современного человека.

      Информация в чистом виде (сама по себе) является предметом купли – продажи.

      Равные возможности в доступе к информации всех слоев населения.

      Безопасность информационного общества, информации.

      Защита интеллектуальной собственности.

      Взаимодействие всех структур государства и государств между собой на основе ИКТ.

      Управление информационным обществом со стороны государства, общественных организаций.

    Кроме положительных моментов прогнозируются и опасные тенденции:

      все большее влияние на общество средств массовой информации;

      информационные технологиимогут разрушить частную жизнь людей и организаций;

      существует проблема отбора качественной и достоверной информации;

      многим людям будет трудно адаптироваться к среде информационного общества.

      существует опасность разрыва между "информационной элитой" (людьми, занимающимися разработкой информационных технологий) и потребителями.

      Таблица 1. Поколения ЭВМ

    Показатель

    Поколения ЭВМ

    Четвертое

    Элементная база процессора

    Электронные лампы

    Транзисторы

    Интегральные схемы (ИС)

    Большие ИС (БИС)

    Сверхбольшие ИС

    Оптоэлек-троника

    Криоэлек-троника

    Элементная база ОЗУ

    Электронно-лучевые трубки

    Ферритовые сердечники

    Ферритовые сердечники

    Максимальная емкость ОЗУ, байт

    Максимальное быстродействие процессора (оп/с)

    Многопро-цессорность

    Многопро-цессорность

    Языки программирования

    Машинный код

    Ассемблер

    Процедурные языки высокого уровня (ЯВУ)

    Новые процедурные ЯВУ

    Непроцедурные ЯВУ

    Новые непрцедур-ные ЯВУ

    Средства связи пользователя с ЭВМ

    Пульт управления и перфокарты

    Перфокарты и перфоленты

    Алфавитно- цифровой терминал

    Монохромный графический дисплей, клавиатура

    Цветной + графический дисплей, клавиатура, “мышь” и др.

    Компьютерная грамотность предполагает наличие представления о пяти поколениях ЭВМ, которое Вы получите после ознакомления с данной статьей.

    Когда говорят о поколениях, то в первую очередь говорят об историческом портрете электронно-вычислительных машин (ЭВМ). Фотографии в фотоальбоме по истечении определенного срока показывают, как изменился во времени один и тот же человек. Точно так же поколения ЭВМ представляют серию портретов вычислительной техники на разных этапах ее развития.

    Всю историю развития электронно-вычислительной техники принято делить на поколения. Смены поколений чаще всего были связаны со сменой элементной базы ЭВМ, с прогрессом электронной техники. Это всегда приводило к росту быстродействия и увеличению объема памяти. Кроме этого, как правило, происходили изменения в архитектуре ЭВМ, расширялся круг задач, решаемых на ЭВМ, менялся способ взаимодействия между пользователем и компьютером.

    ЭВМ первого поколения были ламповыми машинами 50-х годов. Их элементной базой были электровакуумные лампы. Эти ЭВМ были весьма громоздкими сооружениями, содержавшими в себе тысячи ламп, занимавшими иногда сотни квадратных метров территории, потреблявшими электроэнергию в сотни киловатт.

    Например, одна из первых ЭВМ – ENIAC –представляла собой огромный по объему агрегат длиной более 30 метров, содержала 18 тысяч электровакуумных ламп и потребляла около 150 киловатт электроэнергии.

    Для ввода программ и данных применялись перфоленты и перфокарты. Не было монитора, клавиатуры и мышки. Использовались эти машины, главным образом, для инженерных и научных расчетов, не связанных с переработкой больших объемов данных. В 1949 году в США был создан первый полупроводниковый прибор, заменяющий электронную лампу. Он получил название транзистор .

    Транзисторы

    В 60-х годах транзисторы стали элементной базой для ЭВМ второго поколения . Машины стали компактнее, надежнее, менее энергоемкими. Возросло быстродействие и объем внутренней памяти. Большое развитие получили устройства внешней (магнитной) памяти: магнитные барабаны, накопители на магнитных лентах.

    В этот период стали развиваться языки программирования высокого уровня: ФОРТРАН, АЛГОЛ, КОБОЛ. Составление программы перестало зависеть от конкретной модели машины, сделалось проще, понятнее, доступнее.

    В 1959 г. был изобретен метод, позволивший создавать на одной пластине и транзисторы, и все необходимые соединения между ними. Полученные таким образом схемы стали называться интегральными схемами или чипами. Изобретение интегральных схем послужило основой для дальнейшей миниатюризации компьютеров.

    В дальнейшем количество транзисторов, которое удавалось разместить на единицу площади интегральной схемы, увеличивалось приблизительно вдвое каждый год.

    Третье поколение ЭВМ создавалось на новой элементной базе – интегральных схемах (ИС) .

    Микросхемы

    ЭВМ третьего поколения начали производиться во второй половине 60-х годов, когда американская фирма IBM приступила к выпуску системы машин IBM-360. Немного позднее появились машины серии IBM-370.

    В Советском Союзе в 70-х годах начался выпуск машин серии ЕС ЭВМ (Единая система ЭВМ) по образцу IBM 360/370. Скорость работы наиболее мощных моделей ЭВМ достигла уже нескольких миллионов операций в секунду. На машинах третьего поколения появился новый тип внешних запоминающих устройств – магнитные диски.

    Успехи в развитии электроники привели к созданию больших интегральных схем (БИС) , где в одном кристалле размещалось несколько десятков тысяч электрических элементов.

    Микропроцессор

    В 1971 году американская фирма Intel объявила о создании микропроцессора. Это событие стало революционным в электронике.

    Микропроцессор – это миниатюрный мозг, работающий по программе, заложенной в его память. Соединив микропроцессор с устройствами ввода-вывода и внешней памяти, получили новый тип компьютера: микро-ЭВМ.

    Микро-ЭВМ относится к машинам четвертого поколения. Наибольшее распространение получили персональные компьютеры (ПК). Их появление связано с именами двух американских специалистов: Стива Джобса и Стива Возняка. В 1976 году на свет появился их первый серийный ПК Apple-1, а в 1977 году – Apple-2.

    Однако с 1980 года «законодателем мод» на рынке ПК становится американская фирма IBM. Ее архитектура стала фактически международным стандартом на профессиональные ПК. Машины этой серии получили название IBM PC (Personal Computer). Появление и распространение ПК по своему значению для общественного развития сопоставимо с появлением книгопечатания.

    С развитием этого типа машин появилось понятие «информационные технологии», без которых невозможно обойтись в большинстве областей деятельности человека. Появилась новая дисциплина – информатика.

    ЭВМ пятого поколения будут основаны на принципиально новой элементной базе. Основным их качеством должен быть высокий интеллектуальный уровень, в частности, распознавание речи, образов. Это требует перехода от традиционной фон-неймановской архитектуры компьютера к архитектурам, учитывающим требования задач создания искусственного интеллекта. Таким образом, для компьютерной грамотности необходимо понимать, что на данный момент создано четыре поколения ЭВМ :

      1-ое поколение: 1946 г. создание машины ЭНИАК на электронных лампах.

      2-ое поколение: 60-е годы. ЭВМ построены на транзисторах.

      3-ье поколение: 70-е годы. ЭВМ построены на интегральных микросхемах (ИС).

      4-ое поколение: Начало создаваться с 1971 г. с изобретением микропроцессора (МП). Построены на основе больших интегральных схем (БИС) и сверх БИС (СБИС).

    Пятое поколение ЭВМ строится по принципу человеческого мозга, управляется голосом. Соответственно, предполагается применение принципиально новых технологий. Огромные усилия были предприняты Японией в разработке компьютера 5-го поколения с искусственным интеллектом, но успеха они пока не добились.

    Фирма IBM тоже не намерена сдавать свои позиции мирового лидера, например, Японии. Мировая гонка за создание компьютера пятого поколения началась еще в 1981 году. С тех пор еще никто не достиг финиша. Поживем – увидим.

    Термин «Информационное общество» начала использоваться впервые в Японии и США в 60-х годах XX в. Теория «информационного общества» была развита такими известными авторами, как М. Порат, Й. Масуда, Т. Стоуньер, Р. Карц и др.; в той или иной мере она получила поддержку со стороны тех исследователей, которые акцентировали внимание не столько на прогрессе собственно информационных технологий, сколько на становлении технологического, или технетронного общества, или же обозначали современный социум, отталкиваясь от возросшей или возрастающей роли знаний, как «the knowledgeable society», «knowledge society» или «knowledge-value society». Однако в конце XX в. термины информационное общество и информатизация прочно заняли свое место, причём не только в лексиконе специалистов в области информации, но и в лексиконе политических деятелей, экономистов, преподавателей и ученых. В большинстве случаев это понятие ассоциировалось с развитием информационных технологий и средств телекоммуникации, позволяющих на платформе гражданского общества осуществить новый эволюционный скачок и достойно войти в следующий, 21-й век уже в качестве информационного общества или его начального этапа.

    Информационное обществ о – это такое общество, в котором производство и потребление информации является важнейшим видом деятельности, а информация признается наиболее значимым ресурсом, новые информационные и телекоммуникационные технологии и техника становятся базовыми технологиями и техникой, а информационная среда наряду с социальной и экологической – новой средой обитания человека.

    Информационное общество – общество, пришедшее на смену постиндустриальному обществу (также рассматривается как развитое постиндустриальное общество), развивающееся в качестве концепции нового социального порядка, в границах в которого главными продуктами производства являются информация и знания. Появляется новая отрасль экономки – информационная экономика.

    Отличительными признаками информационного общества являются:

    1.) увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества;

    2.) создание и развитие рынка информации и знаний как факторов производства в дополнение к рынкам природных ресурсов, труда и капитала, переход информационных ресурсов общества в реальные ресурсы социально – экономического развития; возрастание доли информационных коммуникаций, продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте;

    3) нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ;

    4) создание глобального информационного пространства, обеспечивающего:

    а) эффективное информационное взаимодействие людей;

    б) их доступ к мировым информационным ресурсам;

    в) удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах

    и как следствие, повышение уровня образования, научно-технического и культурного развития за счет расширения возможностей систем информационного обмена на международном, национальном и региональном уровнях и, соответственно, повышение роли квалификации, профессионализма и способностей к творчеству трудовых ресурсов.

    • 4) развитие электронной демократии, информационной экономики, электронного государства, электронного правительства, цифровых рынков, электронных социальных и хозяйствующих сетей.

    Для информационной среды современного общества характерна не только высокая технологичность, но и глобальность. В отличие от товарных потоков, пересекающих таможни, обмены в мировой информационной сети не могут быть полностью проконтролированы при пересечении межгосударственных границ. Если на первой стадии развития информационного общества возникают национальные информационные пространства, то постепенно они интегрируются в единое мировое информационное пространство, в котором вся открытая информация циркулирует свободно. Хотя глобальное информационное общество формируется локально и в разных странах этот процесс идет с различной интенсивностью и особенностями, движение к информационному обществу – это общая тенденция как для развитых, так и для развивающихся стран.