» »

Развитие навыков устной речи на уроках немецкого языка. (из опыта работы) Обучение диалогической речи

23.02.2024

4 класса средней общеобразовательной школы

Методическая разработка

ВВЕДЕНИЕ
Современная обстановка в мире, информационный взрыв, экономическая и политическая интеграция обусловливают вовлечение все возрастающего числа специалистов в разных областях науки и техники в непосредственное осуществление международных научно-технических связей, сопровождаемых значительным ростом и расширением культурных и деловых контактов. Это предъявляет свои требования к характеру владения иностранным языком и тем самым детерминирует некоторые принципы и параметры новых методов обучения иностранным языкам.

Условия иноязычного общения в современном мире, когда иностранный язык является средством общения, познания, получения и накопления информации, предопределили необходимость владения всеми видами речевой деятельности: говорением и пониманием на слух речи на данном иностранном языке, а также чтением и письмом.

Таким образом, актуальность настоящей работы обусловлена необходимостью адекватного овладения иностранной речью в процессе общеобразовательного обучения в условиях средней школы.

В связи с этим целью работы является разработка комплекса упражнений для развития умений говорения на немецком языке в 4 классе общеобразовательной школы.

Для реализации поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

Анализ говорения как вида речевой деятельности;

Раскрытие психо-физиологических характеристик учащихся младших классов общеобразовательной школы;

Сбор необходимых научных данных, имеющих прямое или косвенное отношение к исследуемому вопросу;

Формулировка целей и раскрытие содержания обучения говорению;

Анализ методической литературы по данной теме;

Раскрытие требований к структуре и содержанию упражнений для обучения говорению;

Участие в общении предполагает овладение устной речью на иностранном языке, т.е. развитие умений говорения. В отличие от аудирования, собственно говорение не предъявляет столь высоких требований к объему словаря, объему языкового материала как условию, обеспечивающему успешное решение коммуникативной задачи. Однако говорение довольно жестко устанавливает объем необходимого минимума словарного и вообще языкового материала, которым должен овладеть обучаемый для полноценного участия его как личности в процессе общения. Этот минимум, кроме словарного и грамматического материала языка, предполагает овладение целым рядом основных экстралингвистичесчких средств данного языка, как например, абсолютный темп речи, характер пауз (их длительность и размещение), а так же жесто-мимические особенности данного языка.

Развитие навыков устной речи на уроках немецкого языка.

При обучении устной речи необходимо развивать познавательные способности. Языковую компетенцию чаще всего раскрывают как совокупность конкретных умений, необходимых нам для речевых контактов и овладения языком как учебной дисциплины. Когда мы говорим об общении, то, естественно, возникают вопросы: по какому поводу у нас происходит общение, с кем мы общаемся. Любая наша деятельность содержит мотив, цель, действие и операции. В своей статье мне бы хотелось поговорить об общении учителя с учащимися на иностранном языке на уроке и во внеурочное время, об общении учащихся на уроке под руководством учителя, об общении учащихся при проведении внеклассной работы на иностранном языке. Что касается действий и операций на любом уроке, то со стороны учителя они, как правило, направлены на усвоение учащимися знаний, умений и навыков по предмету, а ученики зачастую выполняют те или иные действия или задания, не задумываясь, в чем их суть или польза. Кроме того, у многих учащихся в подростковом возрасте возникают проблемы с успеваемостью. Зачастую это связано не с работоспособностью ребенка или его интеллектуальными возможностями, а с резким падением интереса к учению, снижению учебной мотивации. Моей задачей на всех этапах обучения английскому языку является поддержка учебной мотивации: моя задача - сформировать у учащихся устойчивую мотивацию достижения успеха, повысить самооценку. Необходимо отмечать и поощрять малейшие удачи ребенка в учебе, даже незначительные сдвиги к лучшему, подробно обосновывать оценки, выделять критерии отметки, чтобы они были понятны ученикам, постепенно воспитывать у учащегося уверенность в себе и своих возможностях, изменяя тем самым его самооценку. На своих уроках я уделяю огромное внимание занимательности изложения, эмоциональности моей речи, познавательным играм. Учитель должен стараться приходить в класс только с положительно направленной энергией, говорить доброжелательно, уметь поддержать разговор на интересующие учеников темы, то есть знать не только основы грамматики, фонетики, лексики и страноведения, но и разбираться хотя бы немного в современной молодежной моде, музыке, спорте, литературе, компьютерных технологиях. Мы, учителя, должны всегда быть рядом с учеником, хотя и на шаг впереди него. Речь учителя на уроке имеет большое значение, стимулирующее учащихся к изучению иностранного языка, наглядно убеждая их в его коммуникативной функции. Это, бесспорно, положительно сказывается на отношении учащихся к изучению данного предмета, однако, лишь в том случае, если учитель в полной мере и правильно использует возможности общения с учащимися на преподаваемом иностранном языке. В общении учителя с учащимися важно, чтобы последние понимали речь непосредственно на иностранном языке, а для этого необходимо учитывать некоторые факторы. Я уверена, что общение учителя с учениками на иностранном языке должно происходить на всех этапах урока и на протяжении всего курса обучения. Например, выражения классного обихода следует вводить постепенно с обязательным усложнением языка общения по мере продвижения учащихся в изучаемом языке, что, к сожалению, не всегда наблюдается в практике обучения. При использовании нового выражения, необходимого для ведения урока, нужно привлекать внимание учащихся к его форме и значению, не боясь перевода. В дальнейшем же учитель пользуется этим выражением беспереводно, сначала подкрепляя показом, мимикой, жестом то, что нужно сделать. Затем учитель отключает и эти средства общения, с тем, чтобы понимание обеспечивалось лишь посредством звукового языка. Хотя мимика, жесты играют важную роль в общении, в данном случае эти экстралингвистические средства могут отрицательно сказываться на развитии понимания учащимися иноязычной речи, так как они могут вытеснить язык как сигнал, несущий информацию, и привести к тому, что общение будет осуществляться посредством этих, дополнительных средств, а не посредством звучащей речи, языка. Нет необходимости переводить просьбу, распоряжение, сообщение и т. д. на родной язык, т. е. пользоваться в общении с учащимися параллельно двумя языками (иностранным и родным), что нередко наблюдается практике школы. Если мы, учителя, будем сопровождать почти каждую сказанную нами на иностранном языке фразу переводом, то мы не сформируем у учащихся умение понимать иноязычную речь и, следовательно, осуществлять общение на этом языке. Зная, что учитель обычно переводит то, что говорит на иностранном языке, учащийся не делает никаких усилий, чтобы понять речь учителя, он даже не слушает её, как бы отключается в момент произнесения распоряжения, просьбы, сообщения на иностранном языке, включаясь лишь тогда, когда все это сообщается на русском языке. По-видимому, такой учитель не верит в возможности своих учеников, и это неверие передается и учащимся, они начинают смотреть на иностранный язык как на предмет изучения, не имеющий практического применения. Расширение выражений классного обихода следует проводить за счет включения в общение с учащимися усваиваемого ими языкового и речевого материала, предусмотренного программой и отраженного в учебном комплексе, и за счет дополнительного материала, необходимого для ведения урока на иностранном языке, и, следовательно, нужного не для разового употребления, а постоянного пользования. Соблюдение данного правила позволит учителю осуществлять общение с учащимися на иностранном языке и тем самым способствовать лучшему усвоению его. Общение на иностранном языке учителя с учащимися во время проведения урока, а также при встрече с ними во внеурочное время может служить стимулом для повышения мотивации в изучении иностранного языка в школе. Во-первых, общение учащихся на иностранном языке на уроке под непосредственным руководством учителя происходит при изучении темы, когда после ознакомления с учебным материалом и тренировке учащиеся переходят к применению усвоенного материала в аудировании и говорении, которое стимулируется зрительными средствами наглядности. Это могут быть окружающие учащихся предметы или предметные карточки. Учащийся должен назвать предметы, которые находятся у него на парте или которые показывает ему учитель. Ученик сообщает классу, что он видит (высказывание на уровне предложения). Другой ученик характеризует предмет. Третий говорит о том, например, для чего используется этот предмет. Четвертый высказывает отношение к нему. В быстром темпе мы можем опросить учащихся, проверить их умение строить, а во многих случаях воспроизводить хранящиеся в памяти требуемые высказывания. Во-вторых, применение учебного материала в аудировании и говорении стимулируется слуховыми средствами. Оно может осуществляться с помощью звуковоспроизводящей аппаратуры и рассказа учителя. Задания учащимся при аудировании направляют их внимание на содержание прослушиваемого текста. Выполнение таких заданий связано с умением учащихся понимать иноязычную речь на слух и говорить на изучаемом языке, т. е. принимать информацию, подвергать её некоторой переработке и передавать полученную информацию в трансформированном виде. Переработка получаемой информации, естественно, будет носить индивидуальный характер, так как каждый учащийся в меру своих интеллектуальных способностей и языковых возможностей будет решать стоящие перед ним коммуникативные задачи. Поэтому можно в полной мере говорить об общении, о применении изучаемого языка в коммуникативных целях. На понимание текста оказывают существенное влияние многие факторы, например: характер текста и объём текста. В тексте предпочтительнее короткие предложения: учащиеся легче воспринимают структуру предложения, что чрезвычайно важно для понимания. Я обычно начинаю работу с небольшого по объёму текста и постепенно увеличиваю объём предлагаемого на слух текста. Большое влияние на понимание текста оказывают и коммуникативные задания, предлагаемые учащимся при прослушивании текста, так как они могут требовать большего или меньшего проникновения в текст и, следовательно, разной глубины понимания. Например, задание: Прослушайте текст и скажите, где и когда происходит действие не требует от учащихся глубокого проникновения в текст. При восприятии текста внимание направлено лишь на определение места и времени действия, остальное может оставаться не в поле зрения. Задание: Прослушайте текст и скажите, правильно ли поступил… связано с более глубоким пониманием текста, более сложными мыслительными операциями. В обучении устной речи следует пользоваться различного рода заданиями, так как каждое из них призвано формировать какое-то частное умение и в совокупности развивать и совершенствовать умение понимать речь на слух и использовать содержание текста в собственных высказываниях, диалогических и монологических по форме. Не менее существенным для понимания является способ подачи текста: темп речи, паузы между абзацами, чистота, четкость записи, количество прослушиваний, различного рода помехи. Чем продолжительнее паузы, тем легче понимается текст, так как осмысление информации происходит в паузы. Сами абзацы должны четко выделять законченность мысли. В-третьих, применение учебного материала стимулируется вербальными или словесными средствами. К ним относятся словесно создаваемые ситуации. Сообщения по теме могут быть подготовленными и неподготовленными, они могут носить форму беседы, т. е. прерываться вопросами, уточняющими репликами и т. п. Разнообразие возможных заданий позволяет вовлекать всех учащихся в общение на иностранном языке, так как выполнение их может требовать высказываний, разных по сложности - от самого элементарного, доступного слабым учащимся, до сложного, представляющего интерес и для сильного ученика. Характер заданий, побуждающих учащихся осуществлять коммуникативные акты при работе над текстом, их количество и степень сложности, естественно, будут зависеть от ступени обучения, языковой подготовки учащихся, их общего уровня развития, самого текста и других факторов. Только учитель, знающий конкретные условия, в которых ведется обучение, может найти наилучший вариант задания, при котором учащимся было бы интересно работать, и каждый мог бы проявить свои индивидуальные способности наилучшим образом. Все выше указанные методические приемы, реализующие метод применения учебного материала и формируемые на их основе навыки, дадут наибольший педагогический эффект при следующих условиях: Если учитель хорошо практически владеет преподаваемым языком и умеет адаптировать свою речь к уровню языковой подготовки своих учащихся. Если учитель владеет методикой преподавания иностранного языка и, в частности, технологией обучения, знает основные методические принципы и может реализовать их в методических приемах, используемых для стимулирования высказываний учащихся. Если учитель располагает всеми необходимыми визуальными, зрительно-слуховыми средствами и умеет ими свободно пользоваться. Если учитель умеет рационально использовать конкретные условия обучения (количество учащихся в учебной группе и др.), четко формулировать задания, умело использовать средства обучения. Если учитель умеет создать благоприятные условия для речевой деятельности: когда учащимся хочется слушать иноязычную речь и им интересно, когда им хочется говорить, и они не боятся сделать ошибку, когда учащимся помогают выражать мысли, когда учащихся воодушевляют на высказывание, вселяют в них уверенность в том, что они могут справиться с заданием. Только в таких условиях возможна речь, тем более иноязычная. В противном случае учащиеся не хотят и не любят говорить, так как боятся, что скажут неправильно, за что их будут ругать или поставят двойку. В этом случае общение для учащегося на иностранном языке становится подлинно мукой. Если учитель верит в свои возможности научить учащихся пониманию иноязычной речи и умению вести несложную беседу и вселяет эту веру в своих учащихся. Итак, при обучении устной речи познавательная активность очень важна на всех этапах обучения. К числу стимулов познавательного интереса можно отнести: новизну информационного материала - стимулирующий фактор внешней среды, который возбуждает состояние удивления, озадаченности, отбор языкового материала следует осуществлять с учетом развитости учебных умений и навыков класса, а также уровня его интеллектуального развития и интересов; демонстрацию незавершенности знаний. Учащиеся при изучении иностранного языка должны понимать, что в школе изучаются азы языка, можно научиться вести беседу, читать на изучаемые темы, но предела совершенствованию нет. Развитие устной речи и познавательных способностей обеспечивается и большим количеством творческих заданий и проектов на уроках. Ученики охотно рисуют комиксы с короткими комментариями или придумывают подписи на английском языке к уже готовым рисункам. Все это позволяет укреплять дух команды или развивать индивидуальность каждого ученика.

Все мы хотим достичь совершенства в языках, в первую очередь в немецком.
В наше время владение иностранными языками - крайне важное умение, и с этим трудно спорить. Знание языков помогает укреплять дружбу и взаимопонимание между людьми. Общее количество языков и диалектов в мире приближается к пяти тысячам. Свободное владение иностранными языками (и не одного, желательно) позволяет более широко использовать открывающиеся безграничные возможности.

Многие люди задаются вопросами: «для чего мне знать еще один язык, если я знаю немецкий? Зачем мне еще изучать английский язык?» Второй немаловажный вопрос - как быстро выучить немецкий язык?

С тем, что английский язык - лидер по количеству людей, которые считают его родным или владеющие им, не поспоришь. Однако это не повод упускать из виду остальные языки. Владение английским языком, как правило, само собой подразумевающееся явление. Владением английским языком сегодня никого не поразить.

Но немецкий язык - это тоже один из мировых языков. Именно он является, можно сказать, особой ценностью не только для знатоков и ценителей филологии, но и служит для успешного позиционирования себя в обществе и моделирования своего будущего, нацеленного на успех.

На российских сайтах интернета предлагают следующие услуги - быстро выучить немецкий язык, - язык, который играет важную международную, коммуникативную роль. Владеющий немецким языком человек встретит понимание более чем 100 миллионов людей, а в большинстве европейских стран немецкий язык является родным. Более ста тысяч человек на территории России, Украины, Казахстана также являются носителями немецкого языка.

Кроме того, немецкий язык - один из официальных языков правительства ЕС при проведении саммитов и переговоров. Для большинства международных проектов, в качестве средства вербальной и документальной коммуникации используется немецкий язык. Поэтому каждый предприниматель, видящий себя в международном бизнесе, просто обязан быстро выучить немецкий язык (как известно, «время - деньги»).

Но быстро выучить немецкий язык стоит не только ради приобретения престижной зарубежной работы или в целях развития своего международного бизнеса. Изучение еще одного иностранного языка благотворно влияет на память, улучшает быстродействие ума, сообразительность. Изучение немецкого языка обогащает внутреннюю культуру, раздвигает рамки познанного.

Немецкий язык - это язык величайший философов мира. Иммануил Кант, Фридрих Ницше, Артур Шопенгауэр, Мартин Хайдеггер и многие другие мыслители являлись носителями немецкой культуры и языка. Изумительная романтическая поэзия и рыцарские романы также были созданы посредством этого языка. Поэтому, если быстро выучить немецкий язык, труды указанных предшественников можно читать в оригинале.

Немецкий язык многогранен и самобытен, как и вся германская культура. Он прекрасно передает и подчеркивает особенности, душу, как Германии, так и немецкой нации. Культура и творения немецкоязычного общества оставили свой след в музыке, кино, театре, архитектуре. Большой вклад в развитие искусства, живописи, кинематографе, других видах человеческой творческой деятельности - все вместе побуждает быстро выучить немецкий язык.

Всем людям, которым интересны те или иные подробности из жизни современной Германии, безусловно, необходимо быстро выучить немецкий язык. Владение языком поможет более детально вникнуть и понять данную европейскую культуру. Непременное условие владения немецким языком есть при занятости в сфере туризма. Немцы очень любят путешествовать. И их интерес к истории России, в том числе и современного ее состояния, не иссякает. А это значит, что, например, туроператор, персонал которого потрудился быстро выучить немецкий язык, будет иметь неоспоримое преимущество. И, в то же самое время, полюбоваться чудными красотами Германии, посмотреть матч «Баварии» - гранда европейского футбола, набраться в меру завораживающей, немного мистической архитектурной готики приезжает ежегодно неисчислимое количество людей со всего мира. И наши с Вами сограждане не составляют исключение. А деловые, предприимчивые россияне, которые умеют смотреть перспективно, верно оценили свою потребность быстро выучить немецкий язык. Можно признать, что немецкий язык актуален, как никогда, не только в поле искусства и науки. Это неотъемлемая часть и всей остальной действительности нынешнего века.

Многие задаются вопросом: труден ли немецкий язык для познания и понимания? На этот вопрос нет определенного, однозначного ответа, все зависит от множества факторов. Дети, прожившие половину из своих шести, семи лет в Германии скажут, что нет. Человеку зрелому быстро выучить немецкий язык уже не так просто. И разница здесь лежит в том, как дети изучают язык и как взрослые. Дети постигают язык в процессе общения, на уровне восприятия. Они даже не задумываются об этом, разговаривая со сверстниками, просматривая мультфильмы, играя и, таким образом, изучая язык. Взрослые же воспринимают все по-иному. Они ищут курсы немецкого языка для начинающих, просматривают и прослушивают видео/аудиоматериалы по изучению немецкого языка. В результате, их понимание и владение языком ни чем, как правило, не лучше понимания языка теми же детьми. Однако, грамматика, правила построения речи, умение читать, писать в последнем случае присутствуют в систематизированном виде. С другой стороны, полностью и быстро выучить немецкий язык, как и любой другой, практически невозможно. Даже родной язык люди учат всю жизнь.

С чего же начать? Даже самого жгучего желания быстро выучить немецкий язык не хватит для достижения цели. Часто благие намерения ими и остаются, а потуги выучить язык прекращаются с первыми трудностями. Несомненно, необходимо прикладывать значительные усилия. Нужно выделить время, силы для этого, и все за счет нарушения сложившегося ритма жизни, путем отказа от некоторых привычек и удобств. Но зато взамен - знание языка, расширение кругозора и остальные прелести обладания немецким языком.

Принято считать, что владение вторым языком состоит из умения читать, понимать разговорную речь, грамотно писать, а также говорить самому и правильно переводить на родную речь, и наоборот. И порядок перечисления соответствует уровню, который определяет сложность постижения необходимых высот познания. Ведь, в самом деле, научиться читать не сложно. Намного труднее дается понимание языка. Для этого нужно знать основы грамматики и владеть приличным уровнем лексики. К тому же для развития разговорной речи просто необходима практика. Чтоб грамотно писать, надо хорошо знать достаточно непростую немецкую грамматику.

Но независимо от вышесказанного, самое главное - правильно начать обучение.

Несколько советов по изучению немецкого языка:
На первое место выходит мотивация, личностная мотивация. Существует множество учебных пособий о том, как ее применить и какие результаты она дает. Отметим лишь то, что настойчивость - залог успеха, а гений - это один процент таланта и девяносто девять процентов упорного труда. Помогут любые мотивирующие высказывания. Размножьте и развесьте лозунги на самых видных местах, чтоб будоражить Ваш ум и не позволять лениться без чувства вины.

Погружение в языковую среду просто необходимо. Однако, в самом начале, когда толком и алфавита не знаешь, читать Гете или Ницше в оригинале (когда их и в русском варианте временами невозможно понять) - не самый оптимальный вариант.

Просмотр телевизора. Понимания языка намного важнее «зубрежки». Дополнительно можно настроить свой телевизор или компьютер на прием программ немецкого телевидения, их достаточно много. Хороший, прогнозируемый результат даст просмотр передач, рассчитанных на среднестатистического зрителя, передачи-аналоги отечественных «Большой стирки» или «Окон». Такие передачи довольно эмоционально поставлены и срежиссированны. Временами, они интересны, а то, что полезны для изучения языка - это факт. Как правило, герои телешоу используют разговорный, бытовой язык. Количество слов не превышает 1000. Но этого достаточно. Запоминая, таким образом, по 10-20 новых слов в день, через 2-3 месяца можно будет с легкостью понять, кто кому, и с кем изменил, сколько денег приносит или не приносит тот или иной герой. Другие каналы, такие как ZDF и ARD рассчитаны на более грамотную публику и язык, используемый в этом случае, насыщен специальными терминами, словами, сложными для восприятия. Большую ценность в изучении немецкого языка для начинающих составляют фильмы на немецком языке с субтитрами. В этом случае задействуются больше кортикальных способностей мозга. Вместе с аудиоинформацией, зритель дополняет понимание увиденным.

Хорошим подспорьем в изучении немецкого языка являются периодические издания средств массовой информации, здесь речь идет о газетах и журналах. Предпочтительней найти газеты, так называемой, «желтой» направленности. Газеты, где с завидной периодичностью рассказывают о том или ином скандале в какой-то известной семье; о том, в чем была одета очередная пассия известного киноактера или в каком ночном клубе пили все ночь футболисты. Некоторые газеты и журналы, которые есть подспорье в изучении немецкого языка для начинающих: первая газета в Германии BILD, журнал для молодежи BRAVO, женский журнал LISA. Словарный запас этих изданий не превышает 3000 единиц (слов) передачи информации. Осилив несколько подобных журналов и газет, можно посчитать себя знатоком разговорного жанра немецкого языка и переходить на более серьезный уровень.

Важнейшую роль играет общение с носителями немецкого языка. Найдите в своем кругу знакомых немцев, попросите их помочь в освоении немецкого языка, предложите им в обмен свою помощь по освоению русского языка. Найти собеседника в сети WWW, на различных языковых форумах и тематических площадках не составит проблем. Выделяйте на общение время, например, два-три вечера немецкого языка, два-три - русского. Таким образом, вы постигните не только немецкий язык, но и, возможно, душу немецкого народа.

Неплохой возможностью быстро выучить немецкий язык есть обучение в одном из немецкоязычных университетов, колледже или в школе. Совет: в соседи себе выбирайте немцев, если желаете, в самом деле, быстро выучить немецкий язык. Потеряйте из виду на некоторое время своих земляков. Это есть одна из необходимых жертв на пути роста. Не отставайте ни на шаг от своих новых друзей, посещайте вместе с ними дискотеки, бары, остальные заведение. Живите той жизнью, как и они, и результат не замедлит.

Наконец совет, обладающий особой ценностью, причем не только при изучении немецкого языка.
Необходимо соблюдать постоянство! Никогда не сдаваться! Держать ритм! Каждый день выделять по часу своего времени будет достаточно. Но каждый день! Желательно, в одно и то же самое время. Нет нужды насиловать себя запоминанием сотни слов ежедневно. Намного важнее учить понемногу, но регулярно. Примите за правило использовать время рационально. На пример по пути на работу или учебу учите новые слова. Что называется «два в одном» - и закрепление знаний, и отвлечение от рутины.

Многие люди дают себе обещание не говорить по-русски до тех пор, пока не овладеют немецким. Все свое время они проводят с коренным населением Германии. Но на такой подвиг готовы не многие, да и нет особой нужды в таком методе изучения немецкого языка.

Для всех, кто изучает немецкий язык разработаны специальные пособия. Они содержат множество практических заданий, диалогов, сценок. Тексты предлагаются небольшие и взяты из реальных СМИ. К ним еще прилагаются видеоматериалы, аудиодиски. Предлагаются различные головоломки, логические загадки.

Для того чтоб ускорить процесс изучения, проводятся просмотры кинофильмов, обзоры прессы, дополнительных информационных источников, например, художественной литературы на немецком языке.

Двадцать первый век предлагает нам безграничный выбор возможностей. Но, вместе с тем, он предъявляет и жесткие требования. Главным умением в наше время, по всей видимости, становится способность обучаться новому. Иначе все открывающиеся возможности пройдут мимо, не будут использованы в полной мере. Если желание быстро выучить немецкий язык согласуется с Вашими планами, то ставьте цель и действуйте! Не забывайте о мотивации, будьте всегда сфокусированы на достижение цели! Результат оправдает затраченные усилия и окупит вложенные средства и время!




Итак, говорение как вид речевой деятельности имеет следующие характеристики: 1. Говорение как вид речевой деятельности в первую очередь опирается на язык как средство общения. 2. В основе говорение лежит осознание значения лексической единицы языка. 3. Речь, как говорение это вербальная коммуникация, т.е. вербальный процесс общения с помощью языка. 4. Различают следующие виды устной речи: диалогическую и монологическую. 5. Для разговорной речи (диалога) характерны реплики, которыми обмениваются говорящие, повторения фраз и отдельных слов за собеседником, вопросы, дополнения, пояснения, употребление намеков, понятных только говорящим, разнообразных вспомогательных слов и междометий. 6. Монологическая речь имеет большую композиционную сложность, требует завершенности мысли, более строгого соблюдения грамматических правил, строгой логики и последовательности при изложении того, что хочет сказать произносящий монолог.


Основные трудности при обучении говорению. обучающиеся стесняются говорить на немецком языке, боятся сделать ошибки, подвергнуться критике; у обучающихся не хватает языковых и речевых средств для решения поставленной задачи; обучающиеся не понимают речевую задачу; обучающиеся не вовлекаются в коллективное обсуждение предмета урока по тем или иным причинам; обучающиеся не выдерживают в необходимом количестве продолжительность общения на иностранном языке.




2. Не хватает языковых и речевых средств 1. Развитие навыков говорения на основе сформированных лексических и грамматических навыках в рамках изучаемой темы. 2. Знать и уметь использовать различные формы связи речи, её логического выстраивания с помощью речевых клише, союзов, вводных структур, реплик реагирования и т.д. 3. Грамотный подбор текстов для чтения и аудирования может обеспечить не только восполнение определённых пробелов информационного плана, но и необходимый набор языковых и речевых средств по обсуждаемой проблеме.


3. Ученики не понимают речевую задачу. Для того чтобы этого не случилось на уроке, учителю достаточно: чётко представлять, какую разновидность монолога/диалога хотелось бы получить на выходе; создать условия соответствующей речевой ситуации; заранее сформулировать речевую установку, постараться сделать ее лаконичной и чёткой; при необходимости подготовить дополнительные опоры в виде карточек, картинок, схем, расписанных ролей и т.д.; планировать опрос/распределение ролей, пар, групп по силам; помнить о возможности взаимного обучения и взаимопомощи.


4. Один говорит остальные молчат. Для того чтобы все ученики имели как можно больше возможностей и времени для общения на иностранном языке на уроке, надо: шире использовать групповые и парные режимы работы на уроке; создавать игровые ситуации, где уровень мотивации достаточно высок, и даже если говорит один человек, то остальные не выключены из общего режима работы, а выполняют другие речевые действия: слушают, записывают, выписывают, считают, зарисовывают и т. д.; при планировании уроков со значительной долей монологической речи не забывать об установках на прослушивание для остальных учеников группы.


Примеры заданий и упражнений на начальном этапе обучения монологу. Этапы работы 1. Ознакомление со словами и их первичная отработка на уровне слова и словосочетаний Примеры заданий и упражнений Назвать слово, глядя на картинку. Выбрать слово, которое не подходит к данной группе слов. Прочитать слова. Составить словосочетания из предложенных слов. Заполнить пропуски в предложении. Найти ошибки. Отгадать слово по его дефиниции.


2. Отработка слов на уровне предложения Ответить на вопросы, предполагающие использование новой лексики. Сформулировать вопросы к имеющимся ответам. Заполнить пропуски/закончить предложения. Соединить разрозненные части предложения. Перефразировать предложения с использованием предложенных слов.


1. Повторение заученного материала по данной теме 2. Ознакомление с новым языковым материалом и его первичная отработка Фронтальное обсуждение темы/беседа. Ответить на вопросы. Составить план-схему темы. Подбор/повторение лексики по теме. Лексические упражнения на уровне слова и сло­ восочетания. Языковые игры (бинго, языковое лото, снежный ком и т. д.).




Очень хорошо для обучения говорению, накоплению и закреплению лексики составлять тематические кроссворды. Обучающиеся должны внимательно прочитать данное им слово по вертикали и составить по горизонтали с каждой буквой из этого слова свои слова, соответствующие тематике урока. Freund Sich eRgänzen Erlich Unternehmen eNttäuscht sein freunDlich Schüchtern gleiChe Interessen haben aufmerksAm zueinander sein seuFzen Trösten


Очень хорошо развивают память и интерес учащихся к предмету задания на составление новых слов. Например: напишите как можно больше сложных существительных с первым корнем Beruf-, не забывайте указать их определенный артикль. Z.B.:wahl, f Berufsausbildung, f berater, m Или: напишите производные слова от корня arbeit. Z.B.: die Arbeit, der Arbeiter, arbeitslos, arbeitsam, bearbeiten, verarbeiten.


Was passt nicht? 1. das Hemd, das Kleid, der Rock, die Bluse, der Koffer (der Koffer). 2. der Tee, der Kaffee, die Milch, der Zucker, die Limonade (der Zucker). 3. die Bürste, der Kamm, die Wurst, der Spiegel, die Seife (die Wurst). 4. der Zug, die Eisenbahn, der Flugzeug, der Bus, der Dampfer (die Eisenbahn).


1. Findet die passenden Teile der Wörter! 1) die Rei-, 2) die Arbeits-, 3) der Ab-, 4) kre-, 5) das Reife-, 6) bevor-, 7) die Berufs-, 8) der Lehr-, 9) der Arbeit-, 10) die Bewer-, 11) der Be-, 12) das Arbeits-, 13) ent-, 14) die Anfor-, 15) das Unter-, 16) der Arbeit-, 17) das Vor-, 18) die Werk-, 19) der Fach-, 20) die Aus-. a) -ativ, b) -mann, c) -zugen, d) -kräfte, e) ~fe, f) -gang, g) -schluss, h) -bung, j) -amt, k) -zeugnis, l) -ausbildung, m)-nehmer, n)-nehmen, o)-geber, p)-trieb, r)-sprechen, s)- statt, t)-bildung, x)-derung, d) -bild.


Verteilt die folgenden Berufe richtig! die Lehrberufedie Pflegeberufe die technische Berufe die Kreativberufe 1) der Schullehrer, 2) der Maler, 3) der Ingenieur, 4) der Arzt, 5) der Bühnenbildner, 6) der Pharmazeut, 7) der Schulpsychologe, 8) der Schriftsteller, 9) der Schlosser, 10) die Krankenschwester, 11) der Hochschullehrer, 12) der Mechaniker, 13) der Apotheker, 14) der Fotograf, 15) der Bibliothekar, 16) der Friseur, 17) die Sprechstundenassistentin, 18) der Künstler, 19) der Maurer, 20) der Dozent, 21) der Dichter, 22) die Arzthelferin, 23) der Kraftfahrer, 24) die Kosmetikerin, 25) der Bergmann, 26) der Exkursionsleiter, 27) die Handpflegerin, 28) die Kindergärtnerin, 29) der Architekt, 30) der Drucker.


Sucht die deutsche Äquivalente Ein jeder kennt die Lieb´ auf Erden! Ich will nicht lernen, ich will heiraten. Oh! Wie trügerisch sind die Weibeherzen! Man hüte sich von seinem Lieb zu scheiden. Raum ist in der kleinsten Hütte für ein glücklich liebend Paar. Je weniger wir die Frauen lieben, je mehr sind sie für uns entbrannt. Den Glücklichen schlägt keine Stunde! Не хочу учиться, а хочу жениться. Любви все возрасты покорны. Счастливые часов не наблюдают. С милым рай в шалаше. С любимыми не расставайтесь. Сердце красавицы склонно к измене. Чем меньше женщину мы любим, тем больше нравимся мы ей.




Die Antworten Liebe ist das Leben, Liebe ist das Glück, Liebe ist das Glück und auch ein kleiner Kummer, Liebe ist Schmerz im Herzen, Liebe ist das gegenseitige Gefühl, Liebe bedeutet auch Toleranz, Liebe ist das Streben zum Besten, Liebe ist es, wenn du ohne ihn (sie) nicht weiter leben kannst, Liebe ist dann, wenn ein Junge oder Mädchen dir sehr gefällt, wenn er (sie) gut aussieht, wenn er (sie) einen guten Charakter hat.


ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ

К ОВЛАДЕНИЮ УСТНОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧЬЮ НА УРОКАХ

И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Мотивация - это

ключ к успешному обучению»

Норман Уитни

Как отмечают специалисты, мотивация учения складывается из многих изменяющихся и вступающих в новые отношения друг с другом сторон. Важнейшими считаются «общественные идеалы, смысл учения для школьника, его цели, желания, эмоции, интересы».

При формировании мотивации учитель ориентируется на перспективы, резервы развития с учетом возрастных и психологических особенностей школьников. При этом используется два основных пути: путь «сверху вниз», который состоит в привитии школьникам идеалов, образцов того, какими должны быть мотивы учения, и путь «снизу вверх», состоящий в том, что ученик включается учителем в деятельность, стимулирующую его активность, самостоятельность и способность к творчеству. Оба этих пути имеют большое значение в сложном процессе формирования мотивации учащихся к изучению иностранного языка и иноязычной культуры.

С первых уроков учителя обращают внимание учащихся на важность изучения иностранных языков как средства общения с представителями разных стран в самых разнообразных сферах (политика, экономика, торговля, наука, искусство, спорт). В настоящее время международные контакты Беларуси расширяются, повышается вероятность того, что владение иностранным языком будет необходимо многим, как в профессиональной, так и в других видах деятельности, станет источником ценной информации о странах, где он распространен, и даст возможность общаться с зарубежными сверстниками через Интернет. Однако, отмечено, что уже к концу первого года интерес к изучению иностранного языка падает. Эта тенденция сохраняется до IX класса. Затем интерес незначительно повышается, часть учащихся осознает значимость предмета для дальнейшей учебы и получения профессии.

Выделяют пять уровней учебной мотивации.

Первый уровень (высокий) : у детей есть познавательный мотив, Стремление успешно выполнять все школьные требования.

Второй уровень (достаточный): хорошая школьная мотивация. Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью.

Третий уровень (средний ): положительный интерес к школе, но школа привлекает таких детей внеклассной деятельностью, учебный процесс их мало интересует.

Четвертый уровень (удовлетворительный): низкая школьная мотивация. Дети посещают школу неохотно, пропускают занятия, испытывают трудности в учебной деятельности.

Пятый уровень (низкий): негативное отношение к школе, учащиеся не справляются с учебной деятельностью, испытывают трудности в отношениях с одноклассниками, с учителями.

В психолого-педагогической литературе выделяют два типа мотивации: внешнюю и внутреннюю.

Внутренняя мотивация: учащийся получает удовлетворение непосредственно от самой деятельности.

Внешняя мотивация обусловлена определенными факторами: учащийся знает, что за хорошую и старательную учебу он будет поощрен. Однако, подобные стремления будут проявляться только до определенного момента.

Выделяются три важнейших условия повышения мотивации:

  • возможность для школьников в процессе изучения иностранного языка общаться и выражать себя;
  • многообразие тем, действительно представляющих интерес для данной возрастной группы;
  • постоянное ощущение школьниками своих достижений и прогресса во владении языком.

Последнее условие считается самым важным.

Формирование положительного отношения и мотивации к изучению иностранного языка достигается тремя путями:

  • за счет отбора материала, соответствующего возрастным интересам учащихся (познавательная мотивация);
  • благодаря интересной методике работы на уроке, когда ученик выполняет задание не по обязанности, а по заинтересованности в общении с учителем или сверстниками (коммуникативная мотивация);
  • благодаря чувству удовлетворения, которое испытывают учащиеся от того, что они способны справиться самостоятельно с заданием учителя (мотивация успеха).

Существуют следующие способы мотивации:

  • создание проблемной ситуации на уроке;
  • привлечение учащихся к оценочной деятельности;
  • нетрадиционные формы обучения (урок-семинар, урок-путешествие, ролевая игра, защита проектов);
  • анализ жизненных ситуаций, обращение к личному опыту учащихся, разъяснение важности знаний в будущем;
  • чередование разнообразных видов деятельности и методов обучения;
  • игровые формы работы;
  • доступность в изложении материала.

Немаловажную роль в повышении мотивации учащихся к изучению иностранного языка играет внеклассная работа. Формы ее самые разнообразные: КВНы, вечера, концертные программы.

С учетом индивидуальных особенностей, интересов и склонностей каждому ученику во внеклассной работе по английскому языку находиться дело по душе.

Популярное