» »

Анализаторы человека презентация. Презентация на тему: Анализаторы и органы чувств

23.12.2023

















1 из 16

Презентация на тему:

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

№ слайда 3

Описание слайда:

№ слайда 4

Описание слайда:

Орган зрения Значение зрения. Через зрительный анализатор человек получает основное количество информации. Окружающие нас предметы и явления, наше собственное тело мы воспринимаем прежде всего с помощью зрения. Благодаря зрению мы обучаемся многим бытовым и трудовым навыкам, обучаемся выполнению определенных правил поведения. Значит, в познании внешнего мира для человека зрение играет первостепенную роль. Умение видеть прекрасное в окружающей природе, в произведениях скульптуры, архитектуры, живописи, в балете, в кино отличает воспитанного человека. Строение глаза. Глаза снабжены большим числом вспомогательных приспособлений для их защиты. Это брови, благодаря которым стекающий со лба пот не попадает в глаза. Веки и ресницы защищают глаза от пыли. Веки постоянно смыкаются и размыкаются (моргание), равномерно смачивая поверхность глаза слезной жидкостью. Слезы образуются в слезных железах, расположенных в наружной части глазницы над глазом, излишки слезной жидкости стекают в носовую полость через слезный проток. Секрет слезных желез действует не только как смазывающая, но и как дезинфицирующая жидкость. Глаз имеет форму шара и поэтому называется глазным яблоком. Такая форма позволяет ему двигаться в определенных пределах в полости костного углубления - глазнице. Движение глаза достигается сокращением шести глазных мышц. Они прикреплены одним концом к стенке глазницы, другим – к глазному яблоку.

№ слайда 5

Описание слайда:

№ слайда 6

Описание слайда:

Нарушение зрения Нарушения зрения. Одной из важных характеристик зрения является острота зрения. Острота зрения определяет предельную способность глаза различать мелкие детали в поле зрения. Острота зрения зависит от общей освещенности, контраста деталей изображения на определенном фоне и других причин. Наиболее часто встречающиеся нарушения зрения - это близорукость и дальнозоркость. Наличие этих нарушений устанавливает врач при измерении остроты зрения с помощью специальных таблиц. Гигиена органа зрения. Сохранению зрения способствуют следующие факторы: 1) хорошее освещение рабочего места, 2) расположение источника света слева, 3) расстояние от глаза до рассматриваемого предмета должно быть около 30-35 см. Чтение лежа или в транспорте приводит к ухудшению зрения, так как из-за постоянно меняющегося расстояния между книгой и хрусталиком происходит ослабление эластичности хрусталика и ресничной мышцы. Глаза следует беречь от попадания в них пыли и других частиц, слишком яркого света. Дальнозоркость Дальнозоркость (гиперметропия) - это нарушение зрения, при котором изображение предмета формируется не на сетчатке, а за ней. Близорукость Близорукость - вид клинической рефракции, при которой преломляющая сила оптической системы глаза слишком велика и не соответствует длине его оси. На сетчатке получается изображение в кругах светорассеяния. Удаленные предметы кажутся расплывчатыми, смазанными, нерезкими, поэтому острота зрения ниже 1,0.

№ слайда 7

Описание слайда:

Орган слуха Значение слуха. Чувство слуха – одно из главных в жизни человека. Слух и речь вместе составляют важное средство общения между людьми, служат основой взаимоотношений людей в обществе. Потеря слуха может привести к нарушениям в поведении человека. Глухие дети не могут научиться полноценной речи. С помощью слуха человек улавливает звуки, сигнализирующие о том, что происходит во внешнем мире, звуки окружающей нас природы – шорохи леса, пение птиц, звуки моря, а также различные музыкальные произведения. С помощью слуха восприятие мира становится ярче и богаче. Ухо и его функция. Звук, или звуковая волна, - это чередующееся разрежение и сгущение воздуха, распространяющееся во все стороны от источника звука. А источником звука может быть любое колеблющееся тело. Звуковые колебания воспринимаются нашим органом слуха. В органе слуха различают наружное, среднее и внутреннее ухо. Наружное ухо состоит из ушной раковины и наружного слухового прохода. Оно обеспечивает улавливание и проведение звуковой волны к барабанной перепонке. Среднее ухо расположено внутри височной кости и состоит из полости, где находятся слуховые косточки - молоточек, наковальня и стремечко, и слуховой трубы (евстахиевой трубы), соединяющей среднее ухо с носоглоткой. Молоточек соединен с барабанной перепонкой, стремечко - с перепонкой овального окошка слуховой улитки. Слуховые косточки, взаимодействуя как рычаги, передают колебания от барабанной перепонки к жидкости, заполняющей внутреннее ухо. Внутреннее ухо состоит из улитки, системы трех, полукружных каналов, образующих, костной лабиринт, в котором расположен перепончатый лабиринт, заполненный жидкостью. В спирально завитой улитке помещаются слуховые рецепторы - волосковые клетки.

№ слайда 8

Описание слайда:

Слуховой анализатор Схема передачи звуковых волн на слуховые рецепторы Слуховое восприятие. В головном мозге происходит различение силы, высоты и характера звука, его местоположения в пространстве. Мы слышим двумя ушами, и это имеет большое значение для определения направления звука. Если звуковые волны приходят одновременно в оба уха, то мы воспринимаем звук посередине (спереди и сзади). Если звуковые волны чуть раньше придут в одно ухо, чем в другое, то мы воспринимаем звук либо справа, либо слева.

№ слайда 9

Описание слайда:

Орган осязания Кожное чувство. Кожа – это важнейший приемник информации от окружающего нас мира. Кожа воспринимает прикосновение и давление, тепло и холод и, наконец, боль. Эти же ощущения воспринимает слизистая оболочка рта, носа, языка, глотки и даже внутренних органов. Но ощущение внутренних органов мы не может точно определить по месту (что и где болит), а ощущения на коже может определить с большой точностью. В коже много рецепторов боли, около 100 на 1 кв.см. Боль – это очень важный сигнал тревоги для организма, сигнал мобилизации на борьбу с опасностью. К болевым ощущениям человек привыкнуть не может. А вот к температурным воздействиям человек легко привыкает. Ощущение тепла возникает с помощью одних рецепторов, а холода – других рецепторов. Больше всего таких рецепторов расположено на лице и губах. Важнейшее кожное чувство – это осязание, ощущение прикосновения и давления. Оно создается благодаря специальным рецепторам. Их больше всего на подушечках пальцев, на губах и на кончике языка. Рецепторы представляют собой окончания нервов, завернутые в капсулу или оболочку. Наибольшей чувствительностью обладают кончики пальцев руки, где кожные рецепторы расположены очень плотно. Сигналы от кожных рецепторов по чувствительным нервам направляются в спинной и головной мозг. В коре головного мозга происходит различение и узнавание ощупываемых предметов.

№ слайда 10

Описание слайда:

Орган обоняния Обоняние осуществляется с помощью рецепторов, которые находятся в слизистой оболочке носовой полости. Клетки этих рецепторов имеют постоянно колеблющиеся реснички. Каждая обонятельная клетка способна обнаружить вещество определенного состава. При взаимодействии с ним она посылает нервные импульсы в мозг. Человека постоянно окружает множество различных запахов, которые имеют большое значение в жизни. Они сигнализируют о предстоящих событиях: например, обнаружен запах бытового газа – значит, надо перекрыть газовые краны, ощущается запах несвежей пищи – надо отказаться от нее. В самой верхней части носовой полости расположен орган обоняния. Это скопление обонятельных рецепторов, имеющих булавовидную форму и снабженных ресничками. Именно эти реснички и принимают на себя молекулы пахучих веществ. Затем по нервным волокнам к мозгу направляются импульсы, сигнализирующие о запахе. Обонятельные рецепторы очень чувствительны – достаточно одной десятимиллионной доли грамма пахучего вещества, чтобы его воспринял человек. Самые чувствительные современные приборы не могут состязаться с обонянием человека. Пахучее вещество должно быть летучим, растворимым в воде или в жирах. Только при этих условиях наш орган обоняния может его ощутить и оценить.

№ слайда 11

Описание слайда:

Орган равновесия Чувство равновесия. В лабиринте внутреннего уха располагается орган равновесия - вестибулярный аппарат, который постоянно контролирует положение нашего тела в пространстве. С его помощью мы можем выполнять сложные движения. Постоянное поддержание равновесия необходимо для нормальной ходьбы, бега. Для выполнения многих трудовых навыков, для ориентации тела человека в пространстве. Для восприятия любых изменений положения тела существуют специальные вестибулярные рецепторы, которые находятся во внутреннем ухе. Вестибулярный аппарат состоит из двух маленьких мешочков и трех полукружных каналов. Полукружные каналы расположены в трех взаимно перпендикулярных плоскостях. Эти плоскости соответствуют трем измерениям пространства; высоте, длине и ширине. Полукружные каналы заполнены студенистой жидкостью. Внутри каждого канала есть рецепторы – чувствительные волосковые клетки. При любом движении головы или туловища или при вращении жидкости смещается, давит на волоски и возбуждает рецепторы. Информация об изменении положения тела поступает в головной мозг.

№ слайда 12

Описание слайда:

Орган вкуса Вкус - ощущение сложное. Оно, как правило, возникает при восприятии пищи одновременно с запахом. Все вещества, которые растворяются в воде, обладают вкусом. Вкусовые рецепторы расположены на поверхности языка – на вкусовых сосочках. Разные участки языка по-разному ощущают вкус: кончик языка более всего чувствителен к сладкому, задняя часть языка – к горькому, боковые края – к кислому, передняя и боковые части языка – к соленому. По нервным волокнам сигналы поступают в определенные отделы головного мозга. При обычном восприятии пищи работают все вкусовые рецепторы языка. Из четырех простых вкусов: кислого, сладкого, горького и соленого – мозг создает сложный вкусовой образ, который возникает, когда мы едим мороженое, лимон, арбуз, клубнику и другое. Обоняние обязательно участвует в восприятии пищи.

№ слайда 13

Описание слайда:

Анализаторами называют системы, которые состоят из рецепторов, проводящих путей и центров в коре больших полушарий. Каждый анализатор обладает своей модальностью, то есть способом получения своей информации: зрительной, слуховой, вкусовой и другой. Возбуждения, возникающие в рецепторах органов зрения, слуха, прикосновения, имеют одну и ту же природу – электрохимические сигналы в форме потока нервных Каждый анализатор состоит из трех отделов: периферического, проводникового и центрального. Анализаторы

№ слайда 14

Описание слайда:

Периферический отдел Периферический отдел представлен рецепторами -чувствительными нервными окончаниями, обладающими избирательной чувствительностью только к определенному виду раздражителя. Рецепторы входят в состав соответствующих органов чувств. Рецепторы У человека выделяют следующие рецепторы: внешние зрительный слуховой тактильный болевой температурный обонятельный вкусовой внутренние давления кинетический вестибулярный

№ слайда 15

Описание слайда:

№ слайда 16

Описание слайда:

Зона коры больших полушарий Центральный отдел анализатора - это определенный участок коры головного мозга, где происходит анализ и синтез поступившей сенсорной информации и преобразование ее в специфическое ощущение (зрительное, обонятельное и т. д.). Центральный отдел анализатора




Проанализируйте ситуацию: В больницу доставлена женщина с повреждением всех органов чувств и потерей чувствительности. Больная ощущала внешний мир только через осязание одной руки. В больницу доставлена женщина с повреждением всех органов чувств и потерей чувствительности. Больная ощущала внешний мир только через осязание одной руки. 1.Как характеризовалось поведение этой больной? 2.Сделайте вывод о значении органов чувств.


Значение органов чувств Шесть органов чувств дают человеку многообразную информацию об окружающем мире, которая отражается в его сознании в виде ощущений, восприятий и представлений памяти Шесть органов чувств дают человеку многообразную информацию об окружающем мире, которая отражается в его сознании в виде ощущений, восприятий и представлений памяти Органы чувств играют большую роль в приспособлении человека к условиям существования. Органы чувств играют большую роль в приспособлении человека к условиям существования.


Анализаторы -С-С-С-Система элементов, которая: получает от органов чувств информацию о состоянии и изменении внешней и внутренней среды, п перерабатывает эту информацию, составляет на её основе программу деятельности организма. Как вы думаете, почему Ф. Энгельс называет органы чувств «орудиями мозга»?






Проводниковый отдел - чувствительные нервные волокна, проводящие возникшие в рецепторах нервные импульсы в ЦНС (к центральному отделу анализатора) - чувствительные нервные волокна, проводящие возникшие в рецепторах нервные импульсы в ЦНС (к центральному отделу анализатора) назад




Вопросы на закрепление: 1.П очему для нормальной работы анализатора необходима сохранность всех его частей? 2.О бонятельный рецептор воспринимает запах аммиака в ничтожно малой концентрации, но если капнуть аммиаком на обонятельный нерв, то никакой реакции не будет. Почему? 3.П очему при нарушении деятельности всех рецепторов человек засыпает? 4.В чем отличие понятий «орган чувств» и «анализатор»? 5.Г де располагаются центры анализаторов?

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Предварительный просмотр:

Тема урока:

« Чувствительность анализаторов. Взаимодействие

Учебник: Сонин Н. И., Сапин М. Р. «Биология. Человек»

Составитель: Бурмистрова Инна Евгеньевна

Москва 2009 г.

Цели урока:

проверка усвоения знаний, умений и навыков работы в группах; умение применять знания в комплексе, осуществлять их перенос в новые условия.

Задачи урока:

Образовательная: продолжить формировать понятия органов чувств; продолжить знакомство с особенностями взаимодействия анализаторов при формировании общей картины окружающего мира; повторить и обобщить знания о строении и функциях анализаторов.

Развивающая: развивать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения; развивать умения делать выводы, обобщать; развивать умения работать в команде; развивать способности стремиться к успеху.

Воспитательная: воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью других; развитие интереса к знаниям, культуры умственного труда; развитие культуры общения; развитие познавательной активности и самостоятельной деятельности учащихся; создание психологически комфортной среды: ощущения учащимися радости творчества и удовольствия от интеллектуального напряжения.

Оборудование:

Мультимедийный проектор Компьютер

Раздаточный материал для групп: ватман, цветные карандаши, клей, напечатанные фотографии

Тип урока: урок повторения, обобщение и систематизация знаний.

Форма урока: повторительно - обобщающий урок с элементами игры

Виды деятельности учащихся: На первом этапе урока учащиеся работают индивидуально. Используется фронтальная беседа. На втором этапе урока используется групповая форма работы. Класс уже в начале урока поделен на 5 команд.

Ход урока

  1. Организационный этап:

Взаимное приветствие учителя и учащихся: проверка отсутствующих подготовленность учащихся к уроку. Создание рабочего настроение классе.

  1. Этап повторения и обобщения понятий и усвоение системы знаний:

Фронтальный опрос по изученным темам:

  1. Какое значение имеют органы чувств?
  2. Что такое анализатор?
  3. Какое значение имеет зрение для человека?
  4. Строение и функции глаза. Почему не будет восприниматься изображение предмета в области выхода зрительного нерва из сетчатки?
  5. Из каких частей состоит зрительный анализатор?
  6. Каковы причины нарушения зрения?
  7. Почему вредно читать в движущемся транспорте?
  8. Какое значение в жизни человека имеет слух?
  9. Из каких частей состоит ухо?
  10. Как передаются звуковые колебания слуховым рецепторам?
  11. Какое значение для человека имеет чувство равновесия? Как работает вестибулярный аппарат?
  12. Какое значение для человека имеет орган вкуса? Как происходит различение вкуса пищи?
  13. Почему при насморке плохо различается вкус пищи?

14.Охарактеризуйте орган обоняния человека

15.Развитием каких анализаторов компенсируется у слепоглухонемых людей отсутствие зрения и слуха? Какие рецепторы находятся в коже?

Вывод: почему необходимо взаимосвязанная работа всех анализаторов?

3. Закрепление знаний об анализаторах с помощью игрового приема.

Каждая команда получает задание, о каком-то одном анализаторе:

  1. вкусовой анализатор

Б) зрительный анализатор

  1. обонятельный анализатор Г) слуховой анализатор

Д) Кожно - мышечный анализатор

Задание группам:

  1. Выберите капитана команды.
  2. Подготовьте рекламу вашего анализатора, чтобы все поняли, что он действительно важен человеку.

У вас на столах имеются раздаточные материалы, которые вы должны использовать для вашей презентации рекламы.

За каждый приведенный аргумент вы получаете по 1 баллу.

На подготовку к конкурсу вам отводится - 4 минуты.

«Черный ящик»

Каждая команда должна ответить на вопрос письменно, на листочках. 1 баллу.

Перед вами «черный ящик». Прошу угадать, что в нем, по моему описанию:

> Этот орган имеет шарообразную форму. Считается, что это самый подвижный орган, из всех органов человеческого организма. Он совершает постоянные движения, даже в состоянии кажущегося покоя. Его движения осуществляются с помощью мышц. (Орган зрения - глаз)

Конкурс 3

«Конкурс капитанов»

Каждый капитан получает карточку, на которой написан вопрос. Время на обдумывание не отводится, т. е ответ предполагается сразу. Для удобства подсчета результатов, за правильный ответ карточка остается у отвечающего.

За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу.

  • Каких светочувствительных клеток больше в желтом пятне? (колбочек)
  • Что относится к вспомогательным органам глаза?

(глазодвигательные мышцы, слезные железы, брови, веки, ресницы)

Где расположены рецепторы зрения? (в сетчатке)

  • Где находятся слуховые рецепторы? (в улитке)

Каково значение слуховой трубы? (уравнивает давление в полости среднего уха с атмосферным)

«Викторина»

Каждой команде задается по вопросу. Номер вопроса вытягивается с помощью жребия.

За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу.

  1. вопрос: Сильный шум отрицательно влияет на нервную систему, вызывает переутомление, бессонницу, психические заболевания. Во всем мире ученые думают о защите человека от производственного и бытового шума. Какие меры вы можете предложить? (замена шумного транспорта бесшумным; увеличение зеленых насаждений в городах, т.к деревья заглушают шум; применение при строительстве домов звукоизолирующих материалов; создание новых бесшумных машин; соблюдение в общественных местах тишины)
  2. вопрос: Человек обладает хорошо развитым обонянием. Однако, находясь долго в прокуренной комнате, люди через некоторое время перестают ощущать неприятный запах дыма. Почему? (длительное раздражение одним запахом понижает чувствительность обонятельных рецепторов)
  3. вопрос: Вкусовой анализатор наиболее чувствителен к горьким веществам. Хинин ощущается в концентрации одной миллионной части. Сахар в этой концентрации не чувствуется. Какое биологическое значение имеет такая особенность вкусового анализатора? (высокая чувствительность вкусового анализатора к горькому имеет защитное значение в силу того, что большинство ядовитых веществ горькие)
  4. вопрос: Один ученик сказал: « Глаз смотрит, а мозг видит». Как вы понимаете это выражение? (в глазу, сетчатке, происходит только возбуждение рецепторов в определенном сочетании, а воспринимаем мы изображение только тогда, когда нервные импульсы достигают зрительной зоны КБП)

Класс: 8

Презентация к уроку























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

«Психический акт не может явиться в сознании без внешнего чувственного возбуждения»
И.М. Сеченов

Класс: 8.

Тип: урок обобщения и систематизации знаний.

Вид учебного занятия: урок-презентация.

Цели урока:

  • образовательные : обобщить и систематизировать знания учащихся о взаимодействии и взаимозаменяемости анализаторов; о роли нервной системы в приспособлении организма человека к изменяющимся условиям среды;
  • развивающие : обеспечить развитие умения планировать свою деятельность, осуществлять взаимоконтроль; содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся;
  • воспитательные : формирование добросовестного отношения к труду, проявления доверия и толерантности в учебных взаимодействиях.

Оборудование: учебники, мультимедийный проектор, презентация, таблицы «Орган зрения», «Слуховой анализатор», раздаточный материал (приложение 1-3), инструкция к практической работе (слайд 5).

Этапы урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.
  3. Мотивация.
  4. Решение мотивационной проблемы (практическая работа, презентация)
  5. Рефлексивно-оценочный этап (письменная работа по вариантам).
  6. Домашнее задание:
    • повторить материал об анализаторах по учебнику и конспекту в тетрадях;
    • ворческое задание: составить презентацию по теме «Строение и значение опорно-двигательного аппарата» (по желанию).
  7. Рефлексия.

Ход урока

I. Организационный момент .

(проверяется готовность уч-ся к учебной деятельности)

II. Актуализация знаний .

Учитель: на протяжении нескольких уроков мы изучаем тему, которая не только интересна, но и важна для повседневной жизни человека. Как сказал великий русский физиолог И.М. Сеченов «Психический акт не может явиться в сознании без внешнего чувственного возбуждения» (слайд 2)

А помогут вспомнить эту тему загадки: (слайд 3)

  • Один говорит, двое глядят, двое слушают (язык, глаза, уши)
  • Два братца глядятся – Друг друга не видят (глаза)
  • Рядом два колодца, а между ними – одна перегородка (глаза и нос)
  • Плосконька досочка: по краям обшивочка, а в серёдке – дырочка (ухо)
  • Между двух светил я – один (нос)
  • Два брата живут рядом, а сойтись не могут (глаза)

Учитель: Молодцы, ребята! Правильно, мы изучали органы чувств и анализаторы. Давайте вспомним, что мы знаем по этой теме (учащиеся кратко говорят об известных фактах по теме; спросить 5-6 учащихся).

III. Мотивация .

Учитель: как вы считаете, что же предстоит нам узнать об анализаторах на сегодняшнем уроке?

(уч-ся дают предположительные ответы)

А как вы думаете, взаимодействуют ли анализаторы друг с другом и могут ли взаимозаменяться?

Сообщается тема урока «Органы чувств и анализаторы, их взаимодействие и взаимозаменяемость» (слайд 4)

IV. Решение мотивационной проблемы .

Учитель: проведем небольшое исследование (слайд 5)

Цель : выявить необходимость взаимодействия анализаторов для формирования целостного представления об объектах окружающего мира

Объект исследования : предмет (на столах учащихся находятся закрытые коробочки с предметом, который необходимо узнать, включая в работу разные анализаторы: карандаш, ластик и т.д.)

Выполняется в паре:

Лист наблюдения заполняется наблюдателем (учащимся 1 варианта)

Исследователь (он же испытуемый) выполняет указания наблюдателя.

Совместно делают выводы (на выполнение 3-4 минуты под тихую мелодию)

Выводы:

Один учащийся из пары отвечает на вопросы:

  1. Какие анализаторы участвовали в различении и узнавании исследуемого предмета (осязания, слуха, зрения, обоняния).
  2. С помощью какого анализатора вы получили большее представление о предмете?
  3. Какой вывод можно сделать на основе этого? (анализаторы взаимодействуют и дополняют друг друга)

Учитель: а теперь обратите внимание на экран. Здесь написаны известные факты (слайд 6)

  • При простудных заболеваниях, когда нос заложен, еда кажется безвкусной, т.к…
  • Воспалительные заболевания носоглотки могут вызвать воспаление среднего уха и привести к глухоте, т.к. …
  • Сильные звуки могут вызвать нарушение слуха, а поэтому при взрывах рекомендуют закрывать уши и открывать рот, т.к. …

Задание: закончите предложения, записывая в тетради, начиная со слов… т.к…. (2 мин.)

Учитель: а теперь проверьте себя, послушав внимательно (имя ученика), который выполнил это задание дома. Комментарии уч-ся к слайдам 7, 8, 9, 10:

  • Полное вкусовое чувство возникает в результате сложного взаимодействия вкусовых, обонятельных, температурных, осязательных рецепторов, расположенных в слизистой оболочке ротовой полости, и соответствующих анализаторов, поэтому при насморке еда кажется безвкусной.
  • Полость среднего уха (барабанная полость) продолжается в слуховую трубу, которая открывается в глотку, поэтому при воспалительных заболеваниях носоглотки, микроорганизмы могут попасть в полость среднего уха и вызвать его воспаление.
  • И совсем понятно, почему при сильных резких звуках и, тем более, взрывах, необходимо открывать рот, ведь при этом выравнивается давление в полости уха с атмосферным, и, тем самым, предотвращается повреждение барабанной перепонки (учащиеся проверяют правильность выполнения задания в тетрадях)

Сообщение учащегося «Взаимодействие анализаторов» (слайды 11, 12, 13)

– Окружающий мир мы воспринимаем как целое, не выделяя какой-то один вид ощущений. Формирующиеся у нас образы внешних предметов и явлений – это результат объединенной работы многих анализаторов. Взаимодействие отдельных ощущений происходит в коре головного мозга, куда сходится информация от всех анализаторов.

Ощущение. Что это ?

  • Это элементарное психическое состояние, возникающее непосредственно при действии раздражителей на органы чувств, составляющая часть восприятия.
  • Взаимодействие ощущений – непременное условие полноценной трудовой деятельности. Например, когда токарь работает на станке, то у него действуют все анализаторы. Зрением он контролирует основные операции на станке, слухом – скорость вращения, осязанием – качество выточки детали, кожным и мышечным чувством – положение собственного тела у станка.

Восприятие :

  • Это осознание состояния окружающей среды, возникающее благодаря анализу ощущений, получаемых от органов чувств, сопоставлению их с имеющимися данными прошлого опыта и опознаванию предмета или явления. Иными словами, восприятие представляет собой процесс формирования психического образа, основанный на анализе ощущений и интерпретации их в свете опыта.
  • Богатство восприятия мира обеспечивается согласованной работой всех анализаторов.

Учитель: поднимите руку, если вы правильно закончили все предложения... Молодцы.

Рефлексия: Какую новую информацию вы узнали ? (ответы уч-ся)

А теперь вновь посмотрите на экран (слайд 14)

  1. Схема какого анализатора здесь показана?
  2. Скажите, в каком случае из четырех, пациент будет видеть, а в каких – нет. Почему?

(ответ: пациент Д, т.к. не нарушена целостность всех частей анализатора)

Учитель: какую информацию вы узнали?

Физкультпауза: разминка для глаз (упражнение «ленивая восьмерка»)

Учитель: ребята, как вы считаете, что обычно происходит, если функция какого-либо анализатора нарушается? Могут ли другие анализаторы заменить их функцию? Сообщение по этой теме подготовил (имя ученика)

(Сообщение уч-ся с презентацией «Взаимозаменяемость анализаторов» слайды 15, 16)

Если по какой-либо причине, один или несколько органов чувств (анализаторов) пропадает, то другой усиливается. Например, глухонемые люди лучше видят. А у людей, лишенных зрения и слуха, осязание - основной источник информации о внешнем мире.

  • при потере зрения обостряется слух, обоняние и осязание.
  • Слепоглухонемые по запаху определяют людей и даже названия газет, могут «слушать» музыку поверхностью тела, улавливая вибрацию воздуха.
  • Это доказывает, что повреждение одного из органов чувств компенсируется за счет других, то есть анализаторы взаимозаменяемы

V. Рефлексивно-оценочный этап.

Учитель: что нового мы узнали на сегодняшнем уроке? Попробуем сделать выводы (учащиеся формулируют выводы, на экране появляется слайд 17 «что мы узнали»)

  • Восприятие окружающего мира обеспечивается согласованной работой всех анализаторов!
  • Повреждение одной из частей анализатора приводит к невозможности различать раздражители!
  • Повреждение одних органов чувств компенсируется за счёт усиления функций других анализаторов!
  • Взаимодействие и взаимозаменяемость анализаторов (сенсорных систем) свидетельствует о неисчерпаемых и до конца непознанных возможностях организма.

Учитель: а теперь наступило время проверить свои знания по изучаемой теме (демонстрируется слайд 18, 19 с заданиями для письменной работы).

выполняется 5 минут под тихую мелодию

Задание 1 : в группе терминов зачеркните лишнее понятие, выделите ключевое и дайте ему определение.

Задание 2:

  1. Какой орган чувств изображен на рисунке?
  2. Назовите части этого анализатора.
  3. С какими анализаторами он связан?
  4. Назовите условия, при которых рецепторы данного анализатора наиболее чувствительны.

1 вариант рис. органа обоняния 2 вариант рис. органа вкуса

ГОКУ АО «Общеобразовательная школа при учреждениях исполнения наказания»

Анализаторы и органы чувств человека

Выполнила учитель биологии

Благовещенск


Анализаторы. Все живые организмы, в том числе и человек, нуждаются в информации об окружающей среде. Эту возможность им обеспечивают сенсорные (чувствительные) системы


Деятельность любой сенсорной системы начинается с восприятия рецепторами энергии раздражителя, трансформации ее в нервные импульсы и передачи их через цепь нейронов в мозг, в котором нервные импульсы преобразуются в специфические ощущения - зрительные, обонятельные, слуховые и т. п.


Анализаторами называются сложные нервные механизмы, посредством которых нервная система получает раздражения из внешней среды, а также от органов самого тела и воспринимает эти раздражения в виде ощущений



Анализатор состоит

Периферический отдел

Проводниковый отдел

Центральный отдел

Обязательным условием нормального функционирования анализатора является целостность каждого из его трех отделов


Периферический отдел представлен рецепторами -чувствительными нервными окончаниями, обладающими избирательной чувствительностью только к определенному виду раздражителя. Рецепторы входят в состав соответствующих органов чувств. Рецепторы бывают наружные, расположенные на поверхности тела и воспринимающие раздражения из внешней среды, и внутренние, которые воспринимают раздражения из внутренних органов и внутренней среды организма


Проводниковый отдел анализатора представлен нервными волокнами, проводящими нервные импульсы от рецептора в центральную нервную систему (например, зрительный, слуховой, обонятельный нерв и т. п.)


Центральный отдел анализатора - это определенный участок коры головного мозга, где происходит анализ и синтез поступившей сенсорной информации и преобразование ее в специфическое ощущение


Виды анализаторов

Анализатор

Периферический отдел

Зрительный

Проводниковый отдел

Рецепторы сетчатки глаза

Слуховой

Центральный

Вестибулярный

Зрительный нерв

Рецепторы кортиева органа

отдел

Рецепторы полукружных каналов

Сенсомоторный:

Слуховой нерв

Зрительная зона в затылочной доле КБП

Слуховая зона в височной доле КБП

Вестибулярный и слуховой нервы

  • чувствительный

Осязательные рецепторы кожи

2. двигательный

Вестибулярная зона в височной доле КБП

Спино-таламический путь: нервы кожной чувствительности

Обонятельный

Проприорецепторы мышц и суставов

Обонятельные рецепторы в носовой полости

Сомасенсорная зона в задней центральной извилине КБП

Чувствительные нервы скелетно-мышечного аппарата

Вкусовой

Висцеральный (внутренней среды)

Вкусовые рецепторы ротовой полости

Зона в передней центральной извилине КБП

Обонятельный нерв

Ядра в височной доле КБП

Лицевой, языкоглоточный нерв

Рецепторы внутренних органов

Зона в теменной доле КБП

Блуждающий, чревный, тазовый нервы

Лимбическая и сенсомоторная зоны КБП